Анатолий Паршин

Между Россией и Кубой всегда была особая связь, так, для укрепления культурных отношений и двустороннего российско-кубинского сотрудничества Правительством Российской Федерации было принято решение о содействии в реставрации здания Капитолия в Гаване. Участие в работах по восстановлению купола Национального Капитолия в Гаване приняла российская строительная компания. О кубинском проекте наш разговор с основателем фирмы Анатолием Паршиным.

Анатолий, когда была поставлена задача по восстановлению купола Капитолия и величественной статуи «Республика», установленной внутри здания?
К переговорам стороны приступили в 2013 году, первое проектирование состоялось в 2017 году, в 2018 были совершены первые работы, в том числе по обследованию, в которых уже приняли участие наши специалисты. Логическим продолжением стало заключение контракта в августе 2018 года.

Какие силы были задействованы в реализации проекта?
Мы создали консорциум очень опытных профессионалов. Привлекли специалистов из Санкт-Петербурга, которые ранее были задействованы на реконструкции Эрмитажа, Морского собора в Кронштадте. Важно было задействовать лучших позолотчиков. Мы прибегли к труду одних из лучших, с опытом по 15-20 лет работы и безукоризненной репутацией.  

Россия и Куба – полярные миры: невероятное расстояние, разные люди, культуры, климат… Что было самым сложным в проекте?
Вы правы, нас разделяют 12 тысяч километров, особое отношение многих стран к поставкам товара на Кубу, что существенно осложняло процесс снабжения необходимыми материалами.  Несомненно, стоит отметить жесткие условия российского казначейского сопровождения, в соответствии с которым мы в принципе не могли тратить полученный аванс на выполнение этих работ… Изначально мы планировали, что, получив аванс, сформируем несколько двадцатифутовых контейнеров всего материала и оборудования в полном объеме. Но в связи с тем, что сроки согласований затягивались, мы максимально приблизились к точке невозврата. В итоге всё доставляли самолётами. Прохождение таможенных процедур на Кубе тоже долгая история, несмотря на помощь Офиса историка (комитет по сохранению культурного наследия) и Кубинского правительства. 

В какие сроки был реализован проект?
Мы выполнили работы за 11 месяцев, это на месяц раньше утвержденного по контракту срока. Всё должно было быть готово к октябрю 2019 года, ведь 16 ноября Гавана отмечала свое 500-летие. Мы сдали работы в сентябре.

Капитолий – памятник архитектуры, объект культурного наследия, находится под охраной ЮНЕСКО…
Да, это главное здание в Гаване. Оно и раньше сильно выделялось на фоне всей архитектуры города, а теперь с золотым куполом смотрится особенно величественно и выразительно.

Купол всегда был золотой?
На самом деле нет. Во время исследовательских работ были найдены следы ранее нанесенного золота. Но оно было давно утрачено. Так что сегодня Капитолий приобрел уникальный вид. Теперь он сияет так, как никогда ранее! 

В каком состоянии объекты были вверены вам для реставрации?
В крайне плачевном. Кровля большого купола не реконструировалась с момента постройки – с 1929 года. Медь, корродированная, с отверстиями и протечками, бетонное основание под ней – с дефектами. Гидроизоляция на бетонном сновании отсутствовала, она превратилась в труху и сползла вниз. Малый купол Капитолия нам пришлось полностью восстановить в заводских условиях по оригинальным чертежам Офиса историка и произведенным детальным замерам.

Расскажите про ход работ.
Трудиться нашим специалистам приходилось в экстремальных условиях. Это и климат – жара и влажность, и большая высота малого купола – 91 метр. Для финишных работ мы создали полог вокруг купола и установили систему временного кондиционирования, для того чтобы привести условия производства работ к допустимым и для людей, и для материалов. Проще говоря, мы завезли специальные климатические установки, которые создавали внутри этого «шатра» определённую температуру. Работы по золочению велись по большей части в ночное время, потому что, опять-таки, нужно было поддерживать температурный режим.

Немного о статуи «Республики» в Капитолии. Это третья по величине статуя, установленная в помещении, верно?
Да, и самая золотая. По статуе работа была еще серьезнее. Ее, в отличие от купола, ранее реставрировали, но некачественно. Статуя высотой 18 метров установлена на постаменте из египетского оникса. 20 лет назад работники Капитолия заметили, что она начала терять устойчивость и клониться в сторону. Они приняли решение ее укрепить: ей сделали в районе поясницы люк и залили туда 10 тонн бетона, чтобы сместить центр тяжести, но этот бетон вышел через ноги в постамент статуи и выдавил мраморный оникс. Когда мы приступили к работам, оникс был в распёртом состоянии, плиты покрыты трещинами. Это надо было исправлять. Работы по камню выполняли лучшие специалисты из Санкт-Петербурга.

Оникс удалось сохранить?
Да, реставрация происходила по классической схеме – крайне аккуратно заменили утраченные элементы. Плиты в итоге не меняли, но отшлифовали и тем самым сохранили оригинальный камень. Мы восстановили крепления статуи к фундаменту, а крепления внутри фигуры тщательно обработали антикоррозийными средствами, хоть этого и не было в перечне работ, но мы точно знаем, что это позволит отдалить во времени необходимость следующей реконструкции этого величественного памятника архитектуры.

Покрывать золотом «Республику» было проще, чем купол?
Несмотря на то, что изначально статуя была позолочена, при последней реставрации ее покрыли бронзовой краской. Краска вступила в реакцию с металлом статуи и возникли окислы – тёмные пятна в самом металле. Реставраторам пришлось сильно постараться, чтобы такие последствия вывести. Руководил этими работами Андрей Смирнов – начальник лаборатории по реставрации металла Русского музея, реставратор высшей категории, специалистов такого уровня не более трёх человек во всей России. Несмотря на подписанное нашими странами межправительственное соглашение, нам с трудом удалось завести на Кубу оборудование для лазерного 3D-сканирования и полностью, по миллиметру, изучить поверхность «Республики». Очень емкая работа, лишь завершающим этапом которой стала позолота. Пришлось приводить плоскость металла в соответствии с авторским, «лечили» статую от трещин, отверстий. То, что сделали наши специалисты – это, действительно, идеальная работа по реставрации.

Как принимали работы?
Принимала объекты госкомиссия, состоящая из экспертов обеих стран. Но до комиссии – сотрудники экспертной организации, отобранной на конкурсной основе Управлением делами Президента России. Мы получили наивысшую оценку. Статую «Республика» официально открыл и передал кубинской стороне Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Председатель Правительства Дмитрий Медведем в рамках официального визита на Кубу передал кубинской стороне результаты работы по восстановлению золотого покрытия купола. Во время работ по реставрации объект также посетил председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев. Раз в месяц приезжали контролировать процесс представители Управления делами Президента, еженедельно контрольные функции осуществляли представители Посольства Российской Федерации на Кубе.

Было ли волнение? Ведь приходилось работать с объектом культурного наследия чужой страны.
Мне ни до, ни во время реализации проекта не пришлось сомневаться в своей команде. Это действительно специалисты высочайшего уровня. Меня больше тревожили вопросы логистики и таможенных дел, сложности по доставке грузов, которые приходилось, не побоюсь этого слова, героически преодолевать.

Какова же стоимость проекта?
450 миллионов рублей – это меньше, чем тендерная стоимость работ. Она составляла 642 миллиона.

На сегодня это самый яркий проект вашей компании?
Я бы сказал, что это тот проект, которым мы особенно гордимся.

Он из числа задач, которые вдохновляют?
Он вдохновляет больше не браться за такие проекты (смеется). Но, если серьезно, то, несомненно, это сильнейший импульс для всей команды смело идти вперед.

Чего вы ожидаете от 2020 года?
Я уверен, что это будет год стремительного роста. У нас уже на сегодня в работе 15 проектов в 10 странах мира, в таких замечательных городах, как Рим, Каир, Лондон, Будапешт, Токио, Мехико, Прага, Москва… Сегодня мы и проектируем, и восстанавливаем, и строим. Умеем работать с разными архитектурными стилями, с деревом, камнем, металлом. Ведем переговоры с заказчиками еще ряда крупнейших проектов по строительству и реконструкции.

Будут необычные, такие, например, как кубинский?
Впереди большой проект по восстановлению всего архитектурного наследия на Соловках. Этот проект, пожалуй, будет посложнее кубинского: весь архипелаг – это объект культурного наследия, находится под охраной ЮНЕСКО, и вообще ничего нельзя делать без специальных согласований. Логистическая доступность крайне низкая. Билеты на самолёт раскуплены на месяцы вперед, корабли не ходят – навигации нет. Только если вертолёт нанимать. Меж тем, всё, что есть на архипелаге, должно быть подвергнуто реконструкции и реставрации. Объем большой. Сейчас в работе пять контрактов по Соловкам, три из которых сложнейшие и касаются объектов на острове Анзер, куда пока что можно добраться только на маленькой лодке и с большим экстримом или на катере на воздушной подушке, но его еще предстоит закупить. Но сложности не страшат. Я очень люблю это состояние… желание работать, делать и не просто делать, а сохранять великое и создавать новое.