Есть люди, благодаря безграничному мышлению которых движется прогресс. Одним из них является Дмитрий Фомин – основатель многопрофильной сети медицинских центров «Клиника Фомина». Адепт доказательной медицины, визионер и первооткрыватель, он использует нестандартные решения, внедряет дорогостоящие информационные технологии, чтобы достичь главной цели – вывести российскую медицину на совершенно новый уровень.
Мы поговорили с Дмитрием о том, как искусственный интеллект помогает работе врачей, и зачем медицине нужны стандарты качества.
Сочи, Дагомысская ул., 42Д/1
+7 (862) 279-45-59
sochi.fomin-clinic.ru
Дмитрий, расскажите немного о себе. Как создавалась «Клиника Фомина»?
Я из семьи врачей. По первому образованию – акушер-гинеколог. Долгое время работал в государственном медучреждении в Твери, принимал роды, а параллельно занимался бизнесом, который никак не был связан с медициной.
Работая в роддоме, я увидел множество проблем – неуважительное отношение к пациентам, позиция «сверху вниз» у врачей, полное отсутствие сервиса. Понял, что хочу это изменить. Сделать пространство с акцентом на коммуникации врача с пациентами и высокий сервис. Так появилась первая «Клиника Фомина» в Твери. Вначале мы специализировались только на женском здоровье, позже добавились другие направления.
С этого момента прошло 11 лет. 2022 год – многопрофильная сеть клиник представлена в 12-ти регионах и насчитывает 20 медцентров. Что есть «Клиника Фомина» сегодня?
«Клиника Фомина» сильно изменилась. Теперь мы называем себя IT-компания с медицинской инфраструктурой.
Когда бизнес начал расти, я понял, что контролировать качество медицинской помощи практически невозможно. Каждый врач делает что-то свое. Не будете же вы стоять за его спиной и проверять, что он назначает пациенту, и насколько это верно.
Я постоянно смотрел в сторону больших системных бизнесов, у которых равное качество услуг во всех филиалах. Например, McDonald’s (теперь «Вкусно и Точка», прим. ред.). И думал, как же это реализовать в медицине. В итоге мы пришли к созданию собственной IT-экосистемы, которая обеспечивает равное качество услуг во всех филиалах сети.
Экосистема состоит из трех глобальных направлений. Во-первых, когда врач попадает к нам, пройдя сложное многоэтапное собеседование, мы его обучаем. Для этого нами создана собственная образовательная онлайн-платформа Meducation. Мы инвестируем в нее сами, никогда не берем деньги у фармкомпаний и ничего не рекламируем. Это независимая информация, основанная на международных протоколах и последних исследованиях. Ее готовит большая команда высококлассных экспертов. Сегодня на платформе обучаются свыше 5000 специалистов – 1000 наших и 4000 внешних.
После того, как мы обучили специалиста, ему нужно помочь принимать верные решения и ничего не забывать. Для этого мы разработали собственную программу, которую нежно называем «Ася». Это не просто медицинская информационная система, куда на приеме врач вносит данные пациента, – уверен, такое вы видели во множестве клиник. Задача «Аси» помочь ничего не забыть и не ошибиться. Пациент приходит на прием с определенными жалобами, врач вносит их в систему, которая выстраивает алгоритмы и ставит предполагаемые диагнозы, предлагая тактику обследования и лечения. Задача врача, опираясь на свой клинический опыт, выбрать путь, по которому он пойдет. «Ася» никогда не устает и ничего не забывает, в отличие от людей.
На третьем этапе мы контролируем правильность принятых врачом решений. Это делает искусственный интеллект – нейросеть, которую мы обучили проверять медицинские карты и оценивает корректность постановки диагноза, правильность назначенного врачом обследования и лечения. Если врач что-то делает не так, мы сразу это узнаем и имеем возможность срочно отреагировать, скорректировав коллегу или же разобрав ситуацию на консилиуме.
Как вы пришли к понимаю, что IT-технологии – неотъемлемая часть современной медицинской экосистемы?
Обычно пациент идет к конкретному врачу – по отзывам или рекомендации знакомых. А я хотел, чтобы люди могли приходить в клинику и быть уверенными – неважно, к какому специалисту они записались – качество всегда будет высоким.
Вокруг нас ведь все давно автоматизировано – сегодня с помощью смартфона по одному клику можно купить билеты, забронировать отель, сделать банковский перевод и заказать еду. А медицина, сфера, которая занимает главенствующую позицию, по итогу тотально отстает от прогресса.
Да, консерватизм в медицине объясним – здесь мы имеем дело со здоровьем и жизнью человека, поэтому модернизация идёт медленнее из-за безопасности, это нормально. Но нельзя не признать, что она крайне необходима. И так сложилось, что мы стали одними из первых, кто стал внедрять IT-технологии в эту сферу.
То, что мы делаем – очень нетривиально, мы не идем по проторенной дороге. Да, это требует колоссальных вложений как умственных, так и финансовых. Сегодня у нас большая команда медицинских экспертов и IT-специалистов высочайшего уровня, которые продолжают ежедневно актуализировать нашу систему, делая ее ещё лучше.
Как происходит контроль качества в клиниках?
Наш медицинский департамент состоит из 28 экспертов, которые регулярно проверяют карты. В месяц через их руки проходит около 1000 карт. Но в 20-ти наших клиниках пациентов, конечно, гораздо больше, поэтому мы обучили искусственный интеллект и с его помощью рандомно проверяем не 1000, а 100000 карт в месяц.
Если искусственный интеллект поставит под сомнение правильность лечения, что случается теперь крайне редко, карта получит низкий балл и сразу попадает к главному врачу и руководителю медицинского департамента для контрольной проверки. У каждого доктора сети есть куратор, с которым он встречается раз в месяц для обсуждения оценок. При необходимости мы собираем консилиум для полного анализа оценок врачей по различным направлениям и клиникам.
Помимо этого, у нас есть особый сервис – служба совершенства. Во всех клиниках можно отсканировать qr-код и обратиться ко мне напрямую для решения вопроса.
Какая задача стоит перед вами?
Наша задача привести все клиники сети к одинаково высоким показателям качества ведения пациентов. И в этом году мы смогли этого достичь. Теперь мы хотим развиваться в новых регионах, привозя свой продукт с собой. Ведь аналогичных инструментов обучения, контроля и повышения качества в России мы не видели.
Вы скоро открываетесь в Сочи. Можете рассказать об этом проекте?
Мы пришли в Сочи, чтобы сделать свой вклад в развитие медицины. Регион быстро растет, но есть нехватка первоклассных кадров. И мы готовы их предоставить.
Ведь наш штат врачей состоит не только из местных специалистов. Мы привозим топовых врачей со всей России. Даже специально выделили целый этаж под апарт-отель для сотрудников.
Это очень большой и знаковый проект не только для города, но и для нашей компании.
Сочи – перспективный, но сложный город, здесь пересекаются сразу несколько групп населения. Это местные жители, те, кто недавно переехал, и туристы. И для каждой категории нужен свой продукт. Мы это понимаем и готовы удовлетворить любой запрос, поэтому здесь будет представлено намного больше направлений нежели мы делаем в других городах.
Какие направления здесь представлены?
Очень важное для нас направление – женское здоровье. Туда входит ведение беременности, лечение бесплодия, ЭКО, любые операции (у нас есть стационар), связанные с гинекологией. Мы являемся одними из лучших в стране в этом направлении.
Также планируем создать здесь самую большую школу ЭКО как для российских специалистов, так и для врачей из стран Азии и СНГ.
Еще одно направление, которое также будет активно развиваться – пластическая хирургия. Мы хотим сделать сочинскую «Клинику Фомина» Меккой пластической хирургии в России. Цель – чтобы сюда приезжали пациенты со всей страны и не только делали операцию, но и оставались на реабилитацию и восстановление. Помимо этого, в клинике запускаются отделения дерматологии и косметологии, педиатрии, скорой помощи и травматологии. Последнее – очень актуальное для Сочи направление. Местные клиники не справляются с потоком в горнолыжный сезон. Поэтому мы будем оказывать весь спектр медицинских услуг, а также планируем запустить страховой сервис. Это будут разные пакеты страхования, которые можно оформить на любое количество дней прямо в аэропорту по прилету. Пакеты будут включать разный перечень услуг, в том числе транспортировку на частном борту в Москву в случае необходимости.
Как вы оцениваете ситуацию в сфере частных медицинских услуг?
За последнее время в России происходит сильная коммерциализация медицины. Собственники клиник ставят врачам планы по назначениям, а пациенты сдают лишние анализы, проходят ненужные обследования и лечатся от несуществующих болезней… Мы называем это «коммерческие диагнозы». Конечно, так не должно быть. Это разрушает доверие пациентов к медицине.
Также важно понимать, что страдают не только потребители, но и специалисты – они до сих пор мало зарабатывают и не могут реализовать свои профессиональные амбиции в полной мере. Сделать это просто негде. Поэтому зачастую они одновременно работают в нескольких клиниках. Мы за то, чтобы врачи работали в одной компании, тогда их фокус внимания будет направлен в одну сторону, не говоря уже о развитии и об оказании ими качественной медицинской помощи.
Наши сотрудники работают у нас годами и развиваются с нами. Мы вкладываемся в своих врачей и в комфорт их работы, потому что понимаем: люди – это залог успеха.
Когда мы анонсировали набор специалистов, к нам сами стали приходить врачи с большим желанием работать именно у нас. Несмотря на повышенный спрос, берем мы далеко не всех. У нас очень жесткий отбор, каждый врач должен пройти несколько этапов собеседования для того, чтобы мы смогли определить уровень его компетенции и квалификации, работает ли он в соответствии со стандартами доказательной медицины, обладает ли необходимыми коммуникативными навыками и схожи ли наши системы ценностей.
По итогу из сотни местных врачей мы отобрали порядка 25-ти первоклассных специалистов. Остальных привозим со всей России, в том числе из Москвы.
Вы активно проявляете социальную инициативу. Расскажите о вашем благотворительном проекте «Вместе к чуду».
Я очень горячо люблю этот проект! Не все имеют финансовую возможность сделать платную процедуру ЭКО, а государственных квот часто не хватает, плюс из-за ряда ограничений не все могут воспользоваться и этой опцией. Вместе с инвестиционным холдингом «Ташир Медика» мы создали проект, чтобы сделать дорогостоящую процедуру доступной. Насколько нам известно, это первый случай частного финансирования в сфере экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в России. Программа уже работает в Твери и Белгороде, а теперь будет представлена и в Сочи.
Об экологии вы тоже заботитесь.
Да, я сторонник экологичного подхода, живу по принципу осознанного потребления, езжу на электрокаре и, конечно, как собственник клиник с большой посещаемостью постоянно думаю о том, что мы можем сделать внутри сети. Важным решением для нас стал отказ от бахил. Только представьте, ежедневно в мире используют больше миллиона одноразовых бахил. Между тем, существуют исследования, которые не подтверждают эффективность такого метода защиты.
Как вам удается не терять запал и успешно развиваться в разных направлениях, реализуя такую важную миссию?
Сегодня по факту я – врач, предприниматель и даже IT-инженер. У каждой из этих ролей есть свои ключевые показатели эффективности.
Как врач я создаю качественный продукт в сфере медицины, как предприниматель веду успешный бизнес, как IT-инженер разрабатываю инновационные продукты для этого бизнеса. У меня огромный штат разнопрофильных специалистов, поэтому я могу делегировать большую часть задач и работать в одном направлении, сейчас это операционка сочинской клиники. Я полностью погрузился в эту задачу и не занимаюсь ничем другим.
В любом бизнесе, а в медицинском особенно, очень часто приходится сталкиваться с внешними препятствиями, однако, это, наоборот, драйвит и вдохновляет меня. Из-за общественного неодобрения, консерватизма, страха или банального нежелания что-то поменять в своей жизни люди упускают важное и лишают роста себя и свою компанию. Для меня же любое «нет» означает «да». Рост идет через сопротивление. Именно так приходит долговременный успех.
Если говорить конкретно об успехе сети клиник, что стало его решающим фактором?
В России минимальное число клиник, которые занимаются менеджментом качества. Я считаю, что это главное!
И нужно постоянно развиваться в этом направлении, работать с опытными экспертами, применять современные технологии и, конечно, нужно жертвовать своей прибылью ради дальнейших перспектив. Мало кто к этому готов. А я пошел именно таким путем. 11 лет назад я понял, что не хочу так, как везде, где есть место рискам, врачебным ошибкам, предвзятому отношению и многому другому. И сегодня, занимая лидирующую позицию по стране в сфере частных медицинских услуг, уверенно могу сказать, что это было одним из самых правильных моих решений.
Поделитесь своими планами. Наверняка, они очень амбициозны.
У моей цели есть нематериальный и материальный аспект. И если говорить про цифры, то в планах сделать компанию с капитализацией 1 млрд долларов. Что касается нематериальной цели, то мне хочется создать на 100% управляемую модель медицинской компании, которая будет представлена практически во всех регионах нашей страны. И тогда мы сможем говорить не только об изменениях локального характера, но и глобального – повышение качества и продолжительности жизни населения, снижение заболеваемости. И все это возможно, и мы это точно сделаем.